Как наказывать ребенка

Физическое наказание. Шлепки и подзатыльники

«Я испробовала различные способы, чтобы добиться от своего чада послушания. Единственно действенным способом долгое время оставались шлепки и подзатыльники, обычно после этого ребенок приходил в себя. Долгое время я не задумываюсь над тем, что это тоже физическое наказание, ведь ему не было действительно больно. Однако сейчас он будто перестал замечать мои попытки привести его в чувства. Я уже несколько раз отшлепала его ремнем, но никаких изменений в поведении не увидела. Как изменить сложившуюся ситуацию

Телесные наказания требуют от родителей гораздо меньше ума и заботы, чем любые другие воспитательные меры. Часто самый быстрый способ решить проблему является самым неверным. Шлепая и раздавая подзатыльники, вы учите ребенка бояться не только вас, но и всех взрослых. Проявляя при детях агрессивность, ожидайте ответной агрессии, ребенок не сможет дать сдачу вам, он будет бить маленьких и слабых, как это делаете вы. Вместо решения одной проблемы вы приобретаете сразу несколько.

Не применяйте физических наказаний. Никогда не бейте ребенка, не раздавайте шлепки и подзатыльники и не выгоняйте его из дома. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Сосредотачивайтесь не на наказании за то, что уже сделано, а на поиске решения будущих проблем.

Шлепая ребенка под горячую руку, надо отдавать себе отчет, что вы делаете это не для исправления ребенка, а для того, чтобы разрядить свои нервы. Может, лучше заняться сначала собственным воспитанием? Если вы не сдержались и дали ребенку подзатыльник или шлепок, обнимите его и попросите прощения за свой поступок. Этим вы показываете пример реагирования на импульсивную агрессию. Учитесь признавать собственные ошибки и не скрывайте этого от детей.

Чаще обнимайте ребенка и прикасайтесь к нему! Иногда плохое поведение малыша может быть связано с желанием получить внимание и физический контакт, пусть даже в виде наказания.

Существует огромное количество способов добиться от ребенка послушания (если это действительно необходимо). В качестве наказания могут выступать: замечание, выговор, предупреждение, тайм-аут, лишение внимания, минута тишины, лишение чего-либо желанного и приятного и т. д.

Обратите внимание на собственное поведение. Шлепками и подзатыльниками вы приучаете малыша к пониманию рамок поведения через тело. Именно поэтому слова и взгляды перестали действовать. Теперь надо снова налаживать продуктивные взаимоотношения. Обращаясь к ребенку, возьмите его за плечи или за руку. Установите зрительный контакт. Очень четко и коротко, низким голосом объясните ребенку, что он сделал неправильно и какое поведение вы от него ожидаете. выработайте систему наказаний и объясните ее ребенку. Это может быть самая простая схема: 1-е предупреждение. 2-е предупреждение, изоляция в комнате, лишение чего-либо приятного или тайм-аут.

«Может ли наказание быть средством воспитании? Мы с мужем долгое время не можем npuйmu к согласию по этому вопросу. Я убеждена, что истинное воспитание – это воспитание без каких бы то ни бьло наказаний. Муж считает, что безнаказанность рождает распущенность и лень, что наказывать ребенка надо чаще, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Кто прав?»

К полному единодушию по этому вопросу специалисты придут еше не скоро. Бытуют различные и противоречивые взгляды на наказание. Обычно много споров вызывает вопрос о физических наказаниях. Лично я определенно против них. Они вызывают у детей чувство оскорбления, унижения и страха. Позитивного результата от них гораздо меньше, чем негативного. Однако, если ваше терпение закончилось и вы твердо решили наказать ребенка, существует несколько форм наказания, не унижающих человеческого достоинства.

Виды наказаний: предупреждение, выговор, замечание, лишение внимания, наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение прав, лишение удовольствия, отстранение от интересных занятий, тихое место, тайм-аут, игнорирование.

Проведите со всеми членами семьи беседу и договоритесь, какие наказания и в каких случаях будут вами применяться. Необходимо, чтобы к ребенку предъявлялись одинаковые требования и наказание за проступок было одинаковым.

Применяя наказание, придерживайтесь правила: «Наказывая ребенка, лучше лишить его чего-то хорошего, чем сделать ему что-то плохое». Например: в случае проступка отмените просмотр мультфильмов, поход в кино, поездку на аттракционах и т. д. Для ребенка это ощутимое наказание обидно, но не оскорбительно.

Наказание должно быть строго объективным и своевременным. Дети адекватно относятся к справедливому наказанию, не тая обиды на взрослого. Нельзя наказывать за проступок, совершенный позавчера или на прошлой неделе.

Запомните правило – сначала предупреждение, затем наказание. Ребенок должен знать, за что он наказан. Для этого используйте предупреждения, замечания и выговоры. Обязательно объясняйте ребенку не только причину наказания, но и каких действий вы от него ожидаете.

За один проступок – одно наказание. Не следует унижать ребенка повторно, заставляя его просить прощения. Обычно такие извинения не бывают искренними.

Ребенок не должен бояться наказаний. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо.

Не унижайте ребенка. Какой бы ни была его вина, если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних проступках ни слова.

Есть правило, устанавливающее продолжительность применения таких форм наказания, как: тайм-аут, тихое место, игнорирование и лишение внимания. Каждому году жизни соответствует одна минута наказания. Таким образом, если ваш пятилетний ребенок заслужил наказание, вы должны: сделать два предупреждения, объяснив ему, каное поведение вы ожидаете и за что он может быть наказан; отправить его в тихое место или объявить тайм-аут на 5 минут; по истечении времени сообщить ребенку еще раз, за что он был наказан, и не настаивать на извинениях.

Кого не бьет слово, того не будет бить и плетка.

Сократ