Основы безопасности

Безопасность ребенке в доме и на улице

«Возможно, я слишком тревожная мама, но этому есть много причин. В детстве я опрокинула на себя горячий чайник, шрам от ожога на шече остался и по сей день. Моему сыну всего 4 месяца, он очень подвижный малыш и вскоре передо мной встанет задача обеспечить его безопасность дома. Конечно, можно купить манеж и ограничить передвижения сына по дому, но мне кажется, это как посадить ребенка в клетку. Как можно предупредить возможные несчастные случаи, не ограничивая ребенка в передвижении?»

Безопасность ребенка зависит от многих факторов, и дома и на улице малыша поджидает большое количество открытии, и не все они несут только приятные ощущения. Вспомните прилипшие на морозе к  железным трубам языки, разбитые градусники, удары током, ожоги от утюга и лампочки, перекушенные провода, проглоченные пуговицы и многое, многое другое. Сложно рассмотреть все эпизоды, но можно постараться оградить свое чадо oт таких болезненных уроков.

Как только в вашей жизни появилась кроха, проведите исследование безопасности вашего дома. Встаньте на четвереньки и проползите по всей квартире. Вы заметили провода, розетки, мелкие пуговицы, забытые шурупы, углы, гвоздики в плинтусах, откосы дверей и т. д.? Все это места повышенной опасности для ребенка. Купите заглушки на розетки, уберите провода, соберите с пола мелкие детали, забейте все гвоздики и закрутите шурупы, поставьте на углы и откосы специальные предохранители. Заклейте скотчем все тумбочки с опасным содержимым или переложите эти вещи на верхние полки.

Регулярно проводите с детьми беседы, используя подходящие ситуации и примеры из жизни.

Вы включаете утюг? Покажите ребенку, как он нагревается, дайте дотронуться до теплой поверхности, проведите горячим утюгом по листу бумаги и приложите ладошку ребенка к ней. Расскажите о том, как часто случаются пожары из-за невыключенного утюга.

Зажигаете настольную лампу? Пока лампочка не нагрелась, позвольте ребенку дотронуться до нее. Затем выключите лампу, подождите, пока она немного остынет, снова потрогайте ее. Расскажите об электричестве и о коротком замыкании.

Начали вышивать, а ребенок интересуется иголкой и ножницами? Покажите, как действуют эти предметы. Проколите бумагу, разрежьте ее. Купите ребенку специальные детские ножницы, сначала пластмассовые, а затем с закругленными концами.

Вышли зимой на прогулку? Потрогайте рукой без перчатки замерзшие перила, намочите пальчик и притроньтесь к поручням. Расскажите, почему этого нельзя делать языком.

Переходите улицу? Расскажите правила перехода. Обратите внимание ребенка на дорожные знаки, расскажите, что они обозначают. Познакомьте со светофором и «зеброй», купите игрушечные машинки и проиграйте всё дома.

Проведите подобные беседы по поводу: горячего чайника и кастрюли, газовой и электрической плиты, стиральной машины, телевизора, магнитофона и т. д.

Малыш должен знать, как вести себя в экстремальных ситуациях, которые могут произойти дома: пожар, короткое замыкание, утечка газа, авария водопровода. Периодически возвращайтесь к уже пройденным темам, не бойтесь говорить об одном и том же снова, снова и снова.

Не запугивайте ребенка различными «страшилками». Давайте четкую и правдивую информацию, Ребенок нашел бусинку, фасолинку или горошинку. Как это достать у него из уха или из носа? Если нет немедленной угрозы для жизни малыша, ни в коем случае не пытайтесь делать это самостоятельно, можно только навредить. Обратитесь к специалисту. Лор-врачи привыкли доставать мелкие детали из дыхательных путей и ушей детей, они лучше понимают, как это делать. Обязательно проведите с ребенком беседу о возможных последствиях таких действий.

Запретите детям выходить на балкон, садиться на подоконник и открывать окна. Для проветривания открывайте только форточки и не оставляйте малыша без присмотра на балконе. Есть определенная категория детей, которые боятся высоты, но попадаются и другие, у которых инстинкт самосохранения как бы притуплён, и они способны на необдуманные поступки.

Не надо проводить «наглядную» демонстрацию и показывать, как летит из окна и разрывается при ударе о землю бумажный или целлофановый пакет, наполненный водой. Такое запугивание ни к чему не приведет, ребенок только захочет это повторить, когда останется один.

Лекарства, моющие средства, бытовая химия и прочие ядовитые вещества должны храниться в закрывающихся ящиках. По статистике, именно отравления бытовыми ядами стоят на первом месте среди всех несчастных случаев, происходящих с детьми.

«Я с трудом выношу поездки в автомобиле с детьми, но каждый день приходится это делать, отвожу их в школу, а затем на занятия спортом. Это время превращается для меня в каторгу: они не сидят пристегнутыми ремнями безопасности: дерутся, разговаривают и спорят, жуют у меня над ухом, отвлекают вопросами… Что можно сделать в этой ситуации?»

Вы не одиноки. Это обычная проблема для современной мамы. Но эта проблема может быть весьма опасной. Кто знает, сколько несчастных случаев произошло из-за драк детей в автомобиле и из-за того, что родители пытались их успокоить, одновременно ведя машину. Дети должны усвоить, что машина – не место, где можно свободно передвигаться, и что от их поведения во многом зависит безопасность езды в автомобиле.

Вот несколько правил, которые, несомненно, помогут вам в этой ситуации:

У каждого ребенка должно быть в машине свое постоянное место и ремень безопасности. Еще лучше, если автомобиль оборудован детским креслом. Конечно, приучая детей пользоваться ремнями безопасности, не забывайте пристегиваться сами.

Не начинайте движения, если все не уселись и не пристегнулись. Будьте тверды с детьми, не позволяйте им управлять вами, не сдавайтесь перед их требованиями. «Ну, мам, я уже большой…» – не повод позволять ребенку нарушать правила безопасности.

Поговорите с детьми до посадки в машину. Объясните, что вы считаете опасным вести машину при шуме и возне в салоне, предупредите, что в этом случае вы подъедете к краю дороги и будете ждать, пока они не успокоятся. Затем, если дети начинают возиться и шуметь. не говоря ни слова, остановите машину. Делайте это столько раз, сколько нужно, для того чтобы дети поняли, что вы действительно не измените своего решения, если у вас есть проблемы с поведением в машине, планируйте больше времени, чтобы добраться до пункта на значения. Как только дети отстегнут ремни безопасности, припаркуйтесь и подождите, пока они не успокоятся и снова их не наденут. Очень хорошо пару раз проделать это по дороге в кино и опоздать нз сеанс в результате таких задержек. Дети быстро поймут, что сами себя наказывают.

Отправляясь в дальнюю поездку, возьмите с собой иг рушки и книги. Можно всей семьей слушать аудиокассеты с записями детских сказок или рассказов. В длительной поездке делайте частые остановки, чтобы дети могли размяться.

Не дотягивайте до того момента, когда все уже чувствуют себя уставшими и раздраженными. Останавливайтесь пораньше, чтобы у всех было достаточно времени на отдых.

Помните старую истину: тише едешь – дальше будешь.

Маленькие дети имеют много общего с интеллектуалами. Их шум раздражает; их молчание подозрительно.

Габриэль Пауб

Один дома

«Моему сыну 9 лет. Я нахожусь дома, в отпуске по уходу за ребенком до 14 лет. Еще ни разу я не оставляла сына одного. Многие мои подруги убеждают меня, что пора это делать в интересах самого ребенка. С какого возраста можно оставлять сына вами без присмотра ?»

Нельзя сказать однозначно, с какого возраста можно оставлять ребенка лома одного. Это зависит от многих обстоятельств, и в первую очередь от самого ребенка. На мой взгляд, дошкольник может находиться без присмотра очень непродолжительное время (10–20 минут), и то при условии, что он твердо знает правила, что можно делать, а чего делать нельзя. С возрастом время понемногу увеличивается, но оставлять ребенка одного на целый день можно только по достижении им 10 лет.

В любом случае, оставляя ребенка без присмотра, вы должны учитывать следующие факторы:

Ребенок не должен бояться оставаться один.

Малыш должен уметь обслужить себя – сходить в туалет, вымыть руки, налить себе воды.

В ваше отсутствие ребенок должен быть занят делом. Предложите ему краски, конструктор, лластипин и т. д.

Уходя, выключите из розеток все электроприборы, перекройте газ. В крайнем случае, можно оставить магнитофон или телевизор.

Оставьте на видном месте яблоко, печенье, сок, йогурт.

Приучайте ребенка оставаться дома без присмотра постепенно. Сначала несколько раз оставьте его на 5 минут (выйдите на лестничную площадку), затем – на 15 минут (сходите в магазин). Постепенно увеличивайте время до 30 минут, затем – до часа. Помните: нельзя оставлять дошкольника без присмотра более чем на 20 минут.

Необходимо, чтобы ребенок умел пользоваться телефоном. Напишите крупно на листе бумаги и повесьте на видном месте номера «Скорой помощи», пожарной охраны, милиции, мобильные родителей, а также телефонный номер кого-нибудь из родственников, друзей или надежных соседей, живущих поблизости и готовых в случае необходимости прийти на помощь. Ребёнок должен четко знать, в каком случае и по какому телефону он должен позвонить, а также уметь правильно назвать свою фамилию и адрес.

Используйте сказки, чтобы объяснить ребенку, почему нельзя открывать дверь незнакомым людям и выходить из дома без родителей. Прочитайте и обсудите сказки: «Три поросенка», «Волк и семеро козлят». «Красная Шапочка», «Колобок».

Сформулируйте несколько четких и коротких правил для ребенка. Обычно вы, наверное, говорите: «Никому не открывай дверь». Подобные слова ребенок чаще всего воспринимает как: нельзя открывать двери преступникам и бандитам, а вот почтальону, или симпатичной тете, или соседу по лестничной площадке, или милиционеру открывать можно. Объясните, что у вас и ваших близких родственников есть ключ, поэтому к двери лучше не подходить вообще. Я предлагаю использовать фразы: «Дверь на замке. Спичек нет. Список телефонов на стене. Еда на столе. Я буду звонить».

Объясните малышу, что, отвечая на телефонные звонки, он ни при каких обстоятельствах не должен сообщать звонящему свое имя, адрес и то, что он дома один. Самым лучшим ответом будет: «Мама сейчас занята. Перезвоните позже». Попросите своих знакомых сделать несколько контрольных звонков, чтобы отрепетировать этот ответ.