Память ребенка

Следующая важная вещь, которую нужно знать о детях, — это действие их памяти. Помните, что ребенок гораздо более эмоционален, чем логичен. Вследствие этого он запоминает чаще чувства, а не факты. Ребенок может запомнить, что он чувствовал в конкретной ситуации гораздо лучше, чем детали этой ситуации.

Позвольте привести вам соответствующий пример. Ребенок, посещающий воскресную школу, будет четко помнить свои ощущения спустя много времени после того, как забудет, что ему говорили или чему его учили.

Таким образом, в некотором смысле гораздо важнее, будет ли общение для ребенка приятным или неприятным, чем конкретные детали, которым обучает учитель. Говоря о приятных ощущениях, я не подразумеваю, что учитель должен потакать желаниям ребенка развлекаться и шалить. Я подразумеваю уважительное, доброжелательное и заботливое отношение к ребенку. Дайте ему возможность почувствовать себя хорошо. Не критикуйте, не унижайте его и не подавляйте любым иным способом. Естественно, то, чему обучается ребенок, — чрезвычайно важно, но если этот процесс вызывает у ребенка скуку или унижает его, то он, вероятнее всего, отвергнет самое лучшее учение, особенно если это касается моральных и этических норм. Именно в такого рода ситуациях у ребенка вырабатывается предубеждение против религии и склонность считать всех людей в церкви лицемерами. Такое отношение трудно в дальнейшем изменить, и оно может сохраниться на всю жизнь. С другой стороны, если процесс обучения доставляет приятные ощущения, воспоминания ребенка о религиозных предметах тоже будут приятными и могут в дальнейшем стать для ребенка глубоко личными.

К примеру, у наших друзей есть восьмилетний сын Микаэл, который очень любил посещать воскресную школу, и все, что касалось духовных вопросов, изучаемых там, ему нравилось. Ходить в церковь для него не составляло труда. К сожалению, одним воскресным утром Микаэл и еще один мальчик разговорились в то время, когда учитель что-то рассказывал. Детей подвергли наказанию: их оставили в маленькой комнате одних и заставили писать фразу «Почитай отца своего и мать свою» до тех пор, пока за ними не придут родители. Микаэл и его друг были безумно разочарованы. Бессмысленность и бесчувственность такого несправедливого и унизительного наказания имела драматические последствия. Оно породило такой гнев, обиду и боль в душе Микаэл а, что он стал относиться враждебно ко всему религиозному. Он отказался вернуться в церковь, и, конечно, его концепция Бога была серьезно повреждена. Только через несколько месяцев любящие родители сумели помочь Микаэлу вновь поверить в духовные истины. Такого рода случаи в той или иной степени происходят тогда, когда учителя отводят более важное место учению, чем эмоциональному благополучию ребенка. Эмоциональные и духовные вопросы нельзя полностью разделить, они взаимосвязаны и зависят друг от друга. По этой причине, если родители хотят помочь ребенку духовно, они должны позаботиться о его эмоциях. Поскольку ребенок запоминает чувства гораздо легче, чем факты, необходимо, чтобы у него было как можно больше приятных воспоминаний, благодаря которым он накопит знания, особенно религиозные.